Выбор профессии – одно из важнейших событий в жизни человека. Сделать правильный профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда – сложная задача. Помочь учащимся в этом - задача родителей, учителей, психолога.
На формирование намерений учащихся оказывают влияние такие факторы, как установка на решение задачи выбора профессии, информированность о профессиях, интерес к профессии, индивидуальные особенности личности, а также ее ближайшее окружение (родные, друзья, учителя).
Критерии обоснованности профессионального выбора:
- наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение);
- наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение факультативов, кружков);
- знание содержания и условий труда по намеченной профессии;
- знание требований, предъявляе6мых профессий к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, состояние здоровья);
- учет общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.
Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего–это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображения престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.
Ошибки при выборе профессии:
выбор профессии за компанию;
увлечение только одной стороной профессии;
перенос отношения к человеку на саму профессию;
недостаточное знание профессии;
незнание или неадекватная оценка своих психических особенностей;
неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.
В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий – 8 - 10 лет. Некоторые меняются по своему содержанию.
Классификация профессий в зависимости от особенностей предмета труда:
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (предмет труда – растения, животные)
ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (предмет труда – технические системы, материалы, виды энергии)
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (предмет труда – люди, группы, коллективы)
ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (предмет труда – знаки, цифры, коды, языки)
ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (предмет труда – художественные образы)
Профессии различают не только по направленности на предмет труда, но и по уровню необходимого образования. В каждой из 5 выделенных групп одни требуют высшего образования, другие - среднего специального, третьи – профессионально-технического.
Отсутствие жизненного опыта, необходимых знаний, информации о профессии и о себе, неадекватные оценки своих интересов и склонностей затрудняют процесс профессионального самоопределения.
ХОЧУ: желания, интересы, стремления
МОГУ: способности, таланты, состояние здоровья
НАДО: состояние рынка труда, социально-экономические проблемы в регионе