Меню сайта
Статистика
Друзья сайта
Полезные ссылки
|
ПрофориентацияВыбор профессии – одно из важнейших событий в жизни человека. Сделать правильный профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда – сложная задача. Помочь учащимся в этом - задача родителей, учителей, психолога. На формирование намерений учащихся оказывают влияние такие факторы, как установка на решение задачи выбора профессии, информированность о профессиях, интерес к профессии, индивидуальные особенности личности, а также ее ближайшее окружение (родные, друзья, учителя). Критерии обоснованности профессионального выбора: - наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение); - наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение факультативов, кружков); - знание содержания и условий труда по намеченной профессии; - знание требований, предъявляе6мых профессий к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, состояние здоровья); - учет общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства. Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего–это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображения престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний. Ошибки при выборе профессии: выбор профессии за компанию; увлечение только одной стороной профессии; перенос отношения к человеку на саму профессию; недостаточное знание профессии; незнание или неадекватная оценка своих психических особенностей; неумение разобраться в своих намерениях и мотивах. В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий – 8 - 10 лет. Некоторые меняются по своему содержанию. Классификация профессий в зависимости от особенностей предмета труда: ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (предмет труда – растения, животные) ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (предмет труда – технические системы, материалы, виды энергии) ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (предмет труда – люди, группы, коллективы) ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (предмет труда – знаки, цифры, коды, языки) ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (предмет труда – художественные образы) Профессии различают не только по направленности на предмет труда, но и по уровню необходимого образования. В каждой из 5 выделенных групп одни требуют высшего образования, другие - среднего специального, третьи – профессионально-технического. Отсутствие жизненного опыта, необходимых знаний, информации о профессии и о себе, неадекватные оценки своих интересов и склонностей затрудняют процесс профессионального самоопределения. ХОЧУ: желания, интересы, стремления |
Поиск
ГОД МОЛОДЁЖИ
Победа! 75 лет
30 лет ПМР
|