Вторник, 07.05.2024, 23:23

Статистика

Профориентация

Выбор профессии – одно из важнейших событий в жизни человека. Сделать правильный профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда – сложная задача. Помочь учащимся в этом - задача родителей, учителей, психолога.

На формирование намерений учащихся оказывают влияние такие факторы, как установка на решение задачи выбора  профессии, информированность о профессиях, интерес к профессии, индивидуальные особенности личности, а также ее ближайшее окружение (родные, друзья, учителя).

Критерии обоснованности профессионального выбора:

- наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение);

- наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение факультативов, кружков);

- знание содержания и условий труда по намеченной профессии;

- знание требований, предъявляе6мых профессий к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, состояние здоровья);

- учет общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.

Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего–это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображения престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

Ошибки при выборе профессии: 

выбор профессии за компанию;

увлечение только одной стороной профессии;

перенос отношения к человеку на саму профессию;

недостаточное знание профессии;

незнание или неадекватная оценка своих психических особенностей;

неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.

В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий – 8 - 10  лет. Некоторые меняются по своему содержанию.

Классификация профессий в зависимости от особенностей предмета труда:

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (предмет труда – растения, животные)

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (предмет труда – технические системы, материалы, виды энергии)

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (предмет труда – люди, группы, коллективы)

ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (предмет труда – знаки, цифры, коды, языки)

ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (предмет труда – художественные образы)

Профессии различают не только по направленности на предмет труда, но и по уровню необходимого образования. В каждой из 5 выделенных групп одни требуют высшего образования, другие - среднего специального, третьи – профессионально-технического.

Отсутствие жизненного опыта, необходимых знаний, информации о профессии и о себе, неадекватные оценки своих интересов и склонностей затрудняют процесс профессионального самоопределения.

ХОЧУ: желания, интересы, стремления
МОГУ: способности, таланты, состояние здоровья
НАДО: состояние рынка труда, социально-экономические проблемы в регионе

Поиск
ГОД МОЛОДЁЖИ
Победа! 75 лет
30 лет ПМР
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031